Задания по лирике С.Есенина

Категория: 11 класс

 

1. Каковы эстетические принципы имажинизма? Как они соотносились с поэтикой Есенина?

2. Какие принципы определяют художественный мир Есенина? Приведите примеры «зоологического претворения мира» в лирике Есенина.

3. Как менялся лирический герой Есенина? Чем объяснялась его эволюция?

4. Какой образ Руси возникает в стихах Есенина? Как он меняется после революции?

5. Какие мотивы являются доминирующими в поздней лирике Есенина?

6. В чем основные различия художественных миров Есенина и Маяковского и чем, с вашей точки зрения, они объяснятся?

7. Найдите в стихах Есенина метафорические ряды, метафорические преобразования луны (месяца), березы, ветра.

8. Перечитайте стихотворения «Отговорила роща золотая…» (1924) и «Над окошком месяц. Под окошком ветер…» (1925). Какие тенденции есенинской поэзии они отражают? В чем сходство и различие их образности и композиции?

9. Существует знаменитый сборник литературных пародий и стилизаций «Парнас дыбом» (1925, 3 изд. – 1989) авторы которого, литературоведы Э. С. Паперная, А. Г. Розенберг, А. М. Финкель, заставляют «пересказывать» поэтов разных времен и народов от Гомера и Данте до Ахматовой и Маяковского знаменитые шуточные стихи «У попа была собака…» и «Жил-был у бабушки серенький козлик…»

Есенину достался «козлиный» сюжет:

Рязанские лощины,

коломенская грусть.

Одна теперь в долине

живу я и томлюсь.

 

Козел мой златорогий

гулять умчался в лес.

И свечкой четверговой

горел окрай небес.

 

Рычали гневно тучи,

мотали головой,

уступы тьмы дремучей

глотали тучий вой.

 

Я проклинаю Китеж

и тьму его дорог,

восстал бездонный вытяж,

разорван козий бог.

 

Стучали волчьи зубы

в тарелки языков.

Опять распят, погублен

козлиный Саваоф.

 

О, лебедь гнутых рожек

и ножек серый гусь.

Рязанские дорожки,

коломенская грусть.

(А. М. Финкель, 1919).

 

Какие свойства поэтики Есенина уловил, отразил и преувеличил пародист? Какие черты остались вне его поля зрения? (Не забудьте, что пародист еще не мог прочесть поздние есенинские стихи.)

10. Прочитайте два суждения о поэзии Есенина.

О. Э. Мандельштам в «Четвертой прозе» (1930) говорит о стихотворении «Я обманывать себя не стану…» (1922): «Есть прекрасный русский стих, который я не устану твердить в московские псиные ночи, от которого, как наваждение, рассыпается рогатая нечисть. Угадайте, друзья, этот стих - он полозьями пишет по снегу, он ключом верещит в замке, он морозом стреляет в комнату:

...не расстреливал несчастных по темницам... Вот символ веры, вот

подлинный канон настоящего писателя, смертельного врага литературы».

В. Т. Шаламов в книге «Очерки преступного мира» (1959) посвящает поэту целую главу. Писатель, много лет проведший в советских лагерях, утверждает: «Это был единственный поэт, «принятый» и «освященный» блатарями, которые вовсе не жалуют стихов.

Позднее блатные сделали его «классиком» - отзываться о нем стало хорошим тоном среди воров.

С такими стихотворениями, как «Сыпь, гармоника», «Снова пьют, дерутся и плачут» - знаком каждый грамотный блатарь. «Письмо матери» известно очень хорошо. «Персидские мотивы», поэмы, ранние стихи - вовсе неизвестны» («Есенин и воровской мир»).

Чем можно объяснить такую противоречивость оценок поэзии Есенина? Как вы думаете, в чем причины популярности Есенина в воровском мире и почему эта популярность столь избирательна? (Для ответа на вопрос важно прочитать указанную главу из книги Шаламова.)