А.П.Чехов "Вишнёвый сад". Ермолай Лопахин.

Категория: 11 класс

Особенности  психологизма драматургии Чехова проявляются:

 1. В раскрытии сложных образов персонажей не через борьбу контрастных страстей, а в обычной жизни.

 2. В иллюзии течения жизни, которая создается бытовыми деталями, бытовыми темами разговоров, — психологическая детализация.

 3. В общем эмоциональном тоне, который создается музыкой, звуками, паузами и т. п.

 4. В смысловой роли пауз, которые раскрывают взаимоотношения героев.

 5. В многотемности диалогов: каждый герой ведет свою тему в разговоре, их реплики внешне не связаны.

 6. В отсутствии описания и объяснения психологии действующих лиц.

 7. В скупых художественных средствах, способствующих редкой психологической достоверности.

 8. В поведении героев, которые в минуты особого напряжения почти не говорят или не выражают в словах своих истинных чувств. Автору важен подтекст, то, что за словами.

 9. В сложном подтексте, передающем не мысли героя, а суждения автора.

 10. В отсутствии стремительно развивающегося действия. Наиболее важные события происходят за сценой — внутренний динамизм.

 11. Во внешней и внутренней сути героев.

 12. В лирически окрашенном пейзаже, в эмоциональности и психологичности финалов действий и пьесы в целом.

 

Ермолай Лопахин

Как справедливо заметил И.А. Бунин, помещичьего быта Чехов не знал, оттого многие персонажи его пьес выглядят не вполне натурально.

Иное дело – Ермолай Лопахин. Во времена Чехова этот исторический тип был хорошо известен. Купец новой формации, вышедший из низов. Конечно, это не Мамонтов, не Рябушинский, но всё же он куда ближе к ним, чем к персонажам Островского или щедринским купцам Колупаеву и Разуваеву.

Разумеется, он коммерсант, но не из тех, кто ради барыша пойдёт по трупам. Купец из пьесы Островского никогда бы не сделал того, что делает Лопахин. Имея возможность спокойно дождаться дня торгов и купить имение Раневской, сулящее при надлежащем хозяйствовании принести немалый доход, он сам подсказывает ей выход: разбить имение на участки и сдавать их дачникам. Сам же и прибыль подсчитывает – оказывается, сможет Раневская получать не менее двадцати пяти тысяч в год, деньги очень солидные по тому времени. Не его вина, что предложение это было с презрением отвергнуто.

В яростной схватке с богачом Деригановым Лопахин выходит победителем и покупает имение. Он, вроде бы, счастлив: "Вишнёвый сад теперь мой! Мой!". Однако что-то мешает ему насладиться торжеством. Угрызения совести? Но ему не в чем себя обвинить, он честно предлагал Раневской план спасения. Не послушалась – пусть пеняет на себя, жизнь жестока к побеждённым.

Но только ли к побеждённым? Ведь эта самая жестокость жизни угнетает и Лопахина, не позволяет ощутить себя победителем. Лопахин, русский мужик, превращается в русского интеллигента, но ещё не превратился до конца, застрял где-то на полдороге. Отсюда его раздвоенность. Он мечется по сцене, как мечется его сознание, не могущее примирить вещи взаимоисключающие. 

 Исполнители роли Ермолая Лопахина

 

 

“Лопахин-Высоцкий в новеньком, с иголочки, светлом – цвета сливок – костюме, элегантный, умный, ироничный, был, как ни парадоксально это прозвучит, единственным подлинным аристократом духа… У Высоцкого любовь к Раневской превратилась в главное содержание роли. Высоцкий играл человека, который пронес нежность к этой капризной и экстравагантной женщине сквозь всю жизнь и относится к ней едва ли не молитвенно. Сквозь робость и поверх нежности, их поглощая и перекрывая, рокоча и нервно вибрируя в интонациях актера, все слышнее становилась исполинская сила безответной любви. Речь шла не о том, что купец, нувориш завладел дворянским имением. Напротив, один только Лопахин и старался, и тщился ради Раневской спасти вишневый сад. Финальная катастрофа была губительна не для нее – она-то уедет в Париж, а для него – он ее теряет навеки.

Опьянение Лопахина – тяжелое, мрачное – Высоцкий понял и сыграл как смерть души и смерть любви. В этой сцене впервые вдруг бросились в глаза желтые ботинки Лопахина. Дотоле они не привлекали к себе внимания, теперь вдруг замелькали, начали ехидно поскрипывать на каждом шагу, напоминая Лопахину, что он – всего лишь обладатель, приобретатель, что у него все есть – и богатое имение, и костюм цвета сливок, и шикарные штиблеты, одного только нет и не будет: счастья… Высоцкий сразу взял высокую трагическую ноту”. (К.Рудницкий. Театральные сюжеты)

 

 

Статья А.Свободина так и называется “Андрей Миронов и Ермолай Лопахин” и выходит далеко за пределы театральной рецензии-“портрета”. Она начинается так: “В пьесе Чехова “Вишневый сад”… полно загадок. Одна из них – роль Лопахина. Как его играть?.. Поди пойми… А между тем, автора передергивало при мысли, что Лопахина станут изображать “кулаком”, “сукиным сыном”. Антон Павлович писал в письмах, что “роль Лопахина центральная…”, что он “порядочный человек во всех смыслах…”. Андрея Миронова мы привыкли видеть в ажурных, каскадных ролях с пением, танцами, броским неотразимым юмором. Здесь перед нами был другой человек. Мягкий, с почти неслышными движениями, озабоченный тем, чтобы не совершить какую-нибудь неловкость, о чем-то все время думающий… Лопахин был неблагополучен, его постоянно мучила какая-то мысль, тоска. Деловитость ее не заглушала… Миронов… придал своему Лопахину звучание философичное… С лица мироновского Лопахина не сходит легкая тень обреченности… Душа его поражена горечью почти эсхатологических предчувствий… (Горечь эта была характерна для русских купцов начала века, таких как Морозов, Мамонтов, Щукин. Инстинкт и азарт предпринимательства соединялся в их душах с ощущением тщеты накоплений. Это порождало метания, парадоксы личной жизни, кровавые драмы. Они жертвовали деньги на… театры, собирали коллекции мировой живописи, устраивали оперу. Они влюблялись в аристократок…)

А как он любит Раневскую! Есть одна сцена совсем в духе светового кружева, что будто накинуто на происходящее. Когда Раневская перед самым отъездом уходит, чтобы послать к нему Варю, он замечает на одном из чемоданов забытые ею перчатки. медленно берет их и задумывается. Потом кладет на место. И в это мгновение мы понимаем: предложения Варе он не сделает, и понимаем, почему… (об этом и сегодня делаются немыслимые, но вполне “современные” предположения. – Ф.Н.) Перед ним проходит вдруг идеал женщины, которую он бы любил, если бы не был сыном мужика, не ставшим еще даже и полуинтеллигентом, а был бы тем, каким он нередко видит себя в смутных фантазиях…”. (А.Свободин. Театр в лицах)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В «Гамлете» присутствует тема рока, когда мстить героя вынуждает черная необходимость, фатализм. Таким был и герой Лопахина у режиссера Эймунтаса Някрошюса в «Вишневом саде». Когда-то Лопахина в фильме играл Владимир Высоцкий. Это брутальная роль. Словом – мужик в сапогах. Получив предложение играть Лопахина, Евгений думал: «Предположим, надену я сапоги, но у меня же другая данность. Это что – роль на сопротивление своему герою?»

Когда Евгений Миронов и Някрошюс встретились на первой репетиции, оказалось, что режиссер – великий молчун. Причем делал он это потрясающе. Актер вспоминает:

– Сидели мы и молчали долго. Он молчит, я тоже молчу – чего мне говорить-то? Вдруг Някрошюс спрашивает: «Вы любите... волков?». Думаю, скажу: «Не люблю», а он скажет: «А я люблю. Ну, жалко, не получилось у нас с вами». Отвечу: «Люблю», а он, например, возразит: «Ах, вы волков любите. Это такие злые животные!». Я так заметался мысленно и говорю: «Я вообще люблю все живое». Някрошюс снова замолчал. Потом говорит: «Ну ладно, спасибо, идите».

Потом актер понял, что Някрошюс имел в виду: Лопахин – волк, и что режиссеру свойственно так выражать свои мысли. Он вообще мыслил категориями стихий: камни, вода, огонь и т. п. Лопахин – мальчик, влюбившийся в Раневскую. С другой стороны, он – разбойник. Лопахин купил сад – и этим поступком счастья ни себе, ни другим не принес.

Как персонажу появиться в одной из сцен, Някрошюс вначале не знал. «Ну, может, у него горб?» – предположил режиссер. Зная Някрошюса, Миронов начал рассуждать логически. И получилось следующее. В сцене, когда все уезжают, прощаются, Лопахин вдруг выходит... с горбом. Со словом «Холодно!» он достает из-за шеи... грелку.