А.С.Пушкин. Материалы к урокам.

Категория: 10 класс

Лирика А.С.Пушкина

Образ Поэта в лирике Пушкина

Поэма "Медный всадник"

Проверочная работа.

Вариант № 1

1)Прочитайте стихотворение И.Шептухина «Памяти Пушкина»

Не надо делать из него святого,

Он не годится в образы икон.

Был, как известно, званья непростого,

Но оставался русским МУЖИКОМ.

Картёжник, пьяница, гуляка, дуэлянт,

В котором нет ни капли фарисейства,

И вместе с тем – огромнейший талант,

Громадина словесности рассейской.

В нём русская природа, русский дух,

Характер русский – всё слилось в едино.

И жар души в столетьях не потух,

Пьянит сердца и головы как вина.

Он нам явил глубины языка,

Раздвинул, распахнул его границы,

Благословенна каждая строка

Из уст его взлетевшая как птица.

Богатство, гибкость, сила до поры

Дремали в языке и новой гранью

Сверкнули, когда Пушкин их открыл

И сделал нашим главным достояньем.

Никто покуда в мире тех высот,

Что Пушкин взял, достигнуть был не в силах,

А значит верно – Пушкин наше всё!

Есть Пушкин, значит – есть Россия!

(фарисейство - неукоснительное, но чисто внешнее, формальное или даже показное исполнение каких-либо религиозных либо социальных нравственных правил, предписаний)

Ответьте на вопросы:

Какое понятие вкладывает автор стихотворения в следующие строки «Но оставался русским МУЖИКОМ»?

Приводя какие «аргументы», автор приходит к выводу « Пушкин наше всё!//Есть Пушкин, значит – есть Россия!»

Сформулируйте определение понятия «художественный мир Пушкина».

Напишите вступление к сочинению на тему «Тема Петербурга в творчестве А.С.Пушкина». Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.

 

Вариант №2

  1. Прочитайте стихотворение Н.Матвеевой «Пушкин»

 

К чему изобретать национальный гений?

Ведь Пушкин есть у нас: в нем сбылся русский дух.

Но образ родины он вывел не из двух

Нужд или принципов и не из трех суждений;

Не из пяти берез, одетых в майский пух,

И не из тысячи гремучих заверений;

Весь мир – весь белый свет! – в кольцо его творений

Вместился целиком. И высказался вслух.

 

…Избушка и… Вольтер, казак и… нереида.

Лишь легкой створкой здесь разделены для вида;

Кого-чего тут нет!.. Свирель из тростника

И вьюг полнощных рев; средневековый патер;

Золотокудрый Феб, коллежский регистратор,

Экспромт из Бомарше и – песня ямщика!

Ответьте на вопросы:

    1. Из чего, по мнению автора, Пушкин вывел образ Родины?

    2. Что входит в понятие «национальный гений»?

  1. Русский философ Г.П.Федотов назвал Пушкина певцом Империи и Свободы, русский мыслитель Н.Бердяев считал, что поэт «соединил в себе непримиримые сознания интеллигенции и империи». А как бы вы охарактеризовали  Пушкина-поэта. Свою характеристику аргументируйте.

  2. Напишите вступление к сочинению на тему «Чем люди живы?»( по творчеству А.С.Пушкина)Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.

    Вариант №3

    Прочитайте стихотворение А.Блока «Пушкинскому дому» . Стихотворение написано накануне 84-й годовщины смерти Пушкина.

     Имя Пушкинского Дома

    В Академии Наук!

    Звук понятный и знакомый,

    Не пустой для сердца звук!

     

    Пушкин! Тайную свободу

    Пели мы вослед тебе!

    Дай нам руку в непогоду,

    Помоги в немой борьбе!

     

    Не твоих ли звуков сладость

    Вдохновляла в те года?

    Не твоя ли, Пушкин, радость

    Окрыляла нас тогда?

     

    Вот зачем такой знакомый

    И родной для сердца звук —

    Имя Пушкинского Дома

    В Академии Наук.

     

    Вот зачем, в часы заката

    Уходя в ночную тьму,

    С белой площади Сената

    Тихо кланяюсь ему.

     

    Ответьте на вопросы:

    Что вкладывает автор в понятие «тайная свобода»?

    Как бы вы объяснили смысл тихого поклона в финале стихотворения?

    Какую традицию в русской поэзии считают пушкинской? Свой ответ аргументируйте.

    Напишите вступление к сочинению на тему « Какие стихи Пушкина ты бы посоветовал(-а) прочитать другу». Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.


  3. Вариант №4

    1. Прочитайте стихотворение С. Есенина «Пушкину». (Стихотворение написано к 125-й годовщине со дня рождения А.С. Пушкина.)

              Мечтая о могучем даре

    Того, кто русской стал судьбой,

    Стою я на Тверском бульваре,

    Стою и говорю с собой.

     

    Блондинистый, почти белесый,

    В легендах ставший как туман,

    О Александр! Ты был повеса,

    Как я сегодня хулиган.

     

    Но эти милые забавы

    Не затемнили образ твой,

    И в бронзе выкованной славы

    Трясешь ты гордой головой.



    Но, обреченный на гоненье,

    Еще я долго буду петь...

    Чтоб и мое степное пенье

    Сумело бронзой прозвенеть.

     

    Ответьте на вопросы:

    Объясните состояние лирического героя  А я стою, как пред причастьем,//И говорю в ответ тебе: //Я умер бы сейчас от счастья,// Сподобленный такой судьбе.

    Какое понятие вкладывает автор в слово «повеса»?

     Почему А.С.Пушкина можно назвать «русским Адамом»? Свой ответ аргументируйте.

    Напишите вступление к сочинению на тему « Чувства добрые я лирой пробуждал».Составьте примерный план дальнейшего развития мысли в сочинении.