Урок развития речи. Лука Лукич Хлопов

Категория: 8 класс

СМОТРИТЕЛЬ, -я, м. Должностное лицо, выполняющее обязанности по надзору, охране, а также (устар.) по управлению чем-нибудь. Техник-с. Смотритель маяка. Смотритель музейного зала. Станционный смотритель (начальник почтовой станции; устар.). Смотритель училищ(устар.).

Почетные смотрители уездных училищ — это звание учреждено в 1811 г. П. смотрителям, считавшимся на государственной  службе, вменялось в обязанность «иметь надзор за училищами и оказывать им сообразное со средствами вспоможение». Пожертвования их — необходимое условие для получения звания Почётного смотрителя — составляли постоянный доход училищ. Выбирались они преимущественно из дворян, а также из чиновников (с 1819 г.; см. Полн. Собр. Зак., № 27708).

 

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер  приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и др. городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г.  школьный устав  по которому начальное и среднее образование делилось на три категории  для детей низших сословий — одноклассные приходские училища изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий» для средних сословий  то есть мещан и купцов  трёхклассные училища  геометрия, география, история для детей дворян и чиновников семиклассные гимназии  там готовили к поступлению в университет .

Уездные училища готовили учащихся к продолжению образования в гимназиях, а так же к практической деятельности. В учебном плане было множество предметов - от закона божьего до рисования (Священная история, чтение книги о должностях человека и гражданина, география, история и т.д.). Большая загруженость учебного плана вела к большой нагрузке учи­телей и учащихся: по 6-7 часов занятий в школе ежедневно. Учителя обязаны были пользоватся только рекомендованными ми­нистерством учебниками.

   Директора гимназий (в каждом губернском городе), кроме непосредственного руковод­ства ими, управляли всеми школами данной губернии. Им были подчинен­ы смотрители уезных училищ, которые руководили всеми приход­скими училищами. Таким образом, руководитель школы более высокой ступени был ад­министратором школ низших ступеней. В результате этого была создана администрация просвящения из специалистов, знающих дело.

 

  1. Образование придает человеку достоинство  да и раб начинает сознавать  что он не рожден для рабства.(Д.Дидро)
  2. На учебное дело в России может быть установлен совершенно особый взгляд  ему возможно дать национальную основу  в корне расходящуюся с той  на которой оно зиждется в остальной Европе  ибо Россия развивалась во всех отношениях иначе  и ей выпало на долю особое предназначение в этом мире. (П.Я.Чаадаев)
  3. Тем  кто хочет учиться  часто вредит авторитет тех  кто учит. (Цицерон)
  4. Ничему тому  что важно знать  научить нельзя, — все  что может сделать учитель  это указать дорожки. (Олдингтон Р.)
  5. В одном просвещении найдем мы спасительное противоядие для всех бедствий человечества! Карамзин Н. М.
  6. ...Если вы хотите вознаградить честность  если хотите поощрять добро подталкивать нерадивых искоренять зло или исправлять недостатки  просвещение — широкое всестороннее просвещение — вот единственное что требуется вот единственная достойная задача. (Диккенс Ч.)
  7. Пусть ученик не заучивает науку а выдумывает ее сам. (Жан-Жак Руссо)
  8. Час работы научит больше чем день объяснения.  (Жан-Жак Руссо)
  9. Учить не мыслям а мыслить. (Иммануил Кант)
  10. Те  у которых мы учимся  правильно называются нашими учителями но не всякий кто учит нас  заслуживает это имя. (Иоганн Гёте)
  11.  Орел никогда не терял напрасно так много времени  как тогда  когда согласился учиться у вороны. (Уильям Блэйк)
  12. Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. (Адольф Дистервег)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.

Господи боже! еще и с секретным предписаньем!

Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?

Что ж мне, право, с ним делать? Я уж несколько раз ему говорил. Вот еще на днях, когда зашел было в класс наш предводитель, он скроил такую рожу, какой я никогда еще не видывал. Он-то ее сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

 Не приведи господь служить по ученой части! Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек.

Не могу, не могу, господа. Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул. Нет, господа, увольте, право увольте!

 (вытягиваясь не без трепета.) Имею честь представиться: смотритель училищ, титулярный советник  Хлопов.

 (про себя, в нерешимости.) Вот тебе раз! Уж этого никак не предполагал. Брать или не брать? Лука Лукич пробует закурить и весь дрожит (от испуга выронил сигару, плюнул и, махнув рукою, про себя.) Черт побери все! сгубила проклятая робость!

Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать.

  Не смею знать.

Осмелюсь доложить... (В сторону.) Ну, и сам не знаю, что говорю.

   Лука Лукич молчит.

  Оробел, ваше бла... преос... сият... (В сторону.) Продал проклятый язык, продал!

   Так точно-с.

  (хватаясь за карманы, про себя). Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и, подает, дрожа, ассигнации.)

 (вытягиваясь и придерживая шпагу.) Не смею долее беспокоить присутствием.

 (летит вон почти бегом и говорит в сторону.) Ну, слава богу! авось не заглянет в классы!

 Коробкин (продолжая читать). "Смотритель училищ протухнул насквозь луком".

 (к зрителям). Ей-богу, и в рот никогда не брал луку.

Городничий посередине в виде столба, с распростертыми руками и запрокинутой назад головою. По правую руку его жена и дочь с устремившимся к нему движеньем всего тела; за ними почтмейстер, превратившийся в вопросительный знак, обращенный к зрителям; за ним Лука Лукич, потерявшийся самым невинным образом;

 

Н.В. Гоголь в «Замечаниях для господ актеров » не уделил никакого внимания Луке Лукичу Хлопову…