Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Характеристика произведения

 

«Тара́с Бу́льба»

повесть

 входит в цикл «Миргород»

«Миргород» (февраль, 1835) — сборник повестей. Основаны на украинском фольклоре и имеют много общего между собой.

Считается, что прототипами некоторых персонажей стали родные Гоголя и люди, которых он знал, пока жил на Украине.

"Миргород" был опубликован в двух томах, по две повести в каждом. 

Содержание сборника

Первая часть:

  • «Старосветские помещики»
  • «Тарас Бульба»

Вторая часть:

  • «Вий»
  • «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

 

В составе «Миргорода» повесть опубликована в 1835 году,

в 1842 вышла её вторая, дополненная и переработанная Гоголем редакция, которая публикуется во всех современных изданиях.

 

  • События книги происходят в среде запорожских казаков.

 

  • Гоголь подчеркнул, что повесть — фантастическая, а образ — собирательный, но одним из прообразов Тараса Бульбы является предок известного путешественника куренной атаман Войска Запорожского Охрим Макуха, сподвижник Богдана Хмельницкого, родившийся в Стародубе в начале XVII в., который имел троих сыновей Назара, Хому (Фому) и Омелька (Емельяна), из которых Назар предал своих товарищей-казаков и перешел на сторону войска Речи Посполитой из-за любви к польской панночке (прототип гоголевского Андрия), Хома (прототип гоголевского Остапа) погиб, пытаясь доставить Назара отцу, а Емельян стал предком Николая Миклухо-Маклая и его дяди Григория Ильича Миклухи, учившегося вместе с Николаем Гоголем и рассказавшего ему семейное предание. Прообразом является также Иван Гонта, которому ошибочно приписывалось убийство двоих сыновей от жены-польки, хотя его жена — русская, и история — вымышленная.
  • Работе Гоголя над «Тарасом Бульбой» предшествовало тщательное, глубокое изучение исторических источников. Среди них следует назвать «Описание Украины» Боплана, «Историю о казаках запорожских» Мышецкого, рукописные списки украинских летописей — Самовидца, Величко, Грабянки и т. д.

 

  • Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских казаков, защищающих русскую землю от врагов. На примере семьи Тараса Бульбы писатель показал нравы и обычаи запорожского казачества тех лет.
  •  Русский критик В.Г. Белинский писал: « «Тарас Бульба» есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.» А сам Н.В. Гоголь так написал о своем произведении: «Тогда было то поэтическое время, когда все добывалось саблею, когда каждый в свою очередь стремился быть действующим лицом, а не зрителем».

Крылатые выражения:

«Я тебя породил, я тебя и убью!»

«Есть ещё порох в пороховницах?!»

«Терпи, козак, — атаман будешь!»

«А видите эту саблю? Вот ваша матерь!»

Тезаурус:

Прототип персонажа — конкретная историческая или современная личность, послужившая основой для образа в литературе, искусстве, кинематографе.

 Значение слова Прообраз по Ефремовой:
Прообраз - 1. То, что служит, послужило образцом, образом для чего-л.
2.Тот, кто послужил автору образцом для создания литературного персонажа; прототип.

 

Запорожские казаки, запорожцы часть украинских казаков, первоначально, днепровские казаки, создавшие в XV—XVI вв. (возможно, и раньше) целый ряд стихийных военных организаций и укрепленных поселений за днепровскими порогами, вне зоны административной юрисдикции каких бы то ни было государств, объединившиеся затем в централизованную военную организацию Войско Запорожское, получивших своё наименование по названию региона проживания и расположения главного военного укрепления (и штаб-квартиры), именуемого «сечь». После восстания Богдана Хмельницкого в 1648 году и перехода под контроль Войска Запорожского и власть запорожского гетмана территорий Речи Посполитой, располагавшихся на землях современной Северной и Центральной Украины (получивших полуофициальное наименование Гетманщина), и образования на этих территориях нескольких войсковых полков — военно-административных областей, запорожскими стали именовать всех казаков, проживавших на территории Гетманщины (официально именуемой «Войско Запорожское», а после присяги на Переяславской раде в 1654 году и вхождения Войска Запорожского на правах автономии[источник не указан 309 дней] в состав Русского царства — «Малой Русью»). В Российской Империи официально именовались «малороссийскими казаками».

История запорожских казаков условно делится на шесть периодов времени:


  • образование запорожского казачества (1471—1583).
  • борьба против Речи Посполитой за религиозно-национальную независимость южной Руси (1583—1657).
  • участие в борьбе за религиозно-национальную независимость правобережной Украйны против Речи Посполитой, Крымского ханства и Османской империи (1657—1686).
  • борьба против Крымского ханства и Османской империи и Российского царства за сохранение самобытности (1686—1709).
  • существование запорожцев за пределами России и попытки их к возвращению в родные места (1709—1734).
  • противостояние с российской властью за самостоятельное существование (1734—1775).

Запоро́жская Сечь (укр. Запорiзька Січ) — название целого ряда последовательно сменявших друг друга военных и административных центров днепровского низового казачества с XVI по XVIII вв., называемых «Сечь» по наименованию главного укрепления (военного лагеря) и «Запорожскими» по месту их расположения в низовьях Днепра южнее труднопроходимых днепровских порогов.

Сечь представляла собой укрепление, внутри которого стояли церкви, хозяйственные постройки и жилые помещения (курени). Название места нахождения штаб-квартиры казаков — Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом, окружающим поселение, у которого были высеченные острые края. (Иногда для обозначения крепостного сооружения Сечи применяли слово «паланка».)

Сечь являлась центром деятельности и управления всеми войсковыми делами, резиденцией всех главных старшин, стоявших во главе низового казачества (то есть действующего в низовьях Днепра).

Часто со словом «Сечь» (или вместо него) употреблялось слово «Кош». Запорожцы, употребляя слово «Сечь», подразумевали, прежде всего, постоянную столицу Войска, а под словом «Кош» — любую в том числе, временную стоянку войска, то есть, любой военный лагерь. Таким образом, Запорожским Кошем иногда именовалась Запорожская Сечь, а иногда временная ставка войска во время походов. Этим объясняются подписи на письмах «Дан на Кошу Сечи Запорожской», то есть, собственно, на Запорожской Сечи, «Дан с Коша при Буге» — то есть с временного лагеря при Буге.Также, «кошем» запорожцы называли орган войскового управления[5][6][7], поскольку лагерь казаков не перестал быть военным и управлялся по своим законам, главные решения в котором принимались всем лагерем (казачьим кругом), то есть, кошем.

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates