М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"

Категория: М.Ю.Лермонтов

Вопросы и задания для обсуждения

 

«Бэла»

  1. Сколько рассказчиков в повести? Каков художественный смысл смены рассказчиков?
  2. Как в первом портрете Печорина, данном Максимом Максимычем, угадывается противоречивость его характера?
  3. Почему история Бэлы, происшедшая в прошлом, все время прерывается оценочными репликами Максима Максимыча и автора, происходящими в настоящем?
  4. Проанализируйте диалог Максима Максимыча с Бэлой со слов «А где Печорин?» до слов «упала на постель и закрыла лицо рунами». Какими художественными средствами пользуется автор для раскрытия психологического состояния героев? Как в подтексте диалога косвенно характеризуется Печорин?
  5. Почему в истории с Бэлой Печорин не считал себя виноватым?
  6. Как проявляется противоречивость характера Печорина после смерти Бэлы? Какие художественные детали это подчеркивают?
  7. Прочитайте монолог Печорина со слов «Максим Максимыч, — отвечал он, — у меня несчастный характер» до слов «Неужто тамошняя молодежь вся такова?». Сопоставьте рассуждения Печорина о его прошлом с историей жизни Онегина. Сопоставьте текст монолога Печорина со стихотворением Лермонтова «Дума».
  8. Какую роль играют в главе пейзажные зарисовки?
  9. Как проявляется в главе характер Максима Максимыча? Проследите детали его психологического портрета.

  «Максим Максимыч»

  1. Найдите в тексте детали, характеризующие психологическое состояние Максима Максимыча, ожидающего Печорина.
  2. Прочитайте описание внешности Печорина. Докажите, что это психологический портрет. Почему второй портрет Печорина мы видим глазами автора?
  3. Прочитайте эпизод встречи Печорина с Максимом Максимычем со слов «Я обернулся к площади и увидел Максима Максимыча, бегущего что было мочи» до слов «глаза его поминутно наполнялись слезами». Какими средствами рисует автор психологическое состояние Печорина и Максима Максимыча? Попытайтесь прокомментировать подтекст их диалога.
  4. Почему Печорин не стремился увидеться с Максимом Максимычем? Какова авторская оценка их поведения?
  5. Какое впечатление производит Печорин на читателя? Какие черты его характера кажутся вам отрицательными? Какие детали текста 1—2-й глав подчеркивают его положительные качества?

 «Тамань»

  1. Какой художественный смысл в том, что в главе «Тамань» рассказчиком выступает сам герой?
  2. Что удивило Печорина в героях главы «Тамань»? Прочитайте диалог слепого и девушки-ундины ночью на берегу моря со слов «Так прошло около часа» до слов «Я насилу дождался утра». Как в этом эпизоде проявляется характер Печорина? Зачем ему нужно было «достать ключ» загадки контрабандистов?
  3. Прочитайте портрет девушки-ундины. Какие оценки дает ей Печорин и как это характеризует его самого?
  4. Проанализируйте эпизод схватки Печорина с девушкой в лодке. Дайте оценку поведению Печорина в этой сцене.
  5. Почему Печорин называет контрабандистов «честными»? Почему ему грустно в конце их истории? Что это проясняет в его характере?
  6. Какую позицию Печорина по отношению к окружающим людям подчеркивает автор?

 «Княжна Мери»

  1. Зачем Печорин добивался любви Мери? Как понять его утверждение: «А что такое счастье? Насыщенная гордость»? Последователен ли Печорин в соблюдении этой жизненной позиции?
  2. Каковы взгляды Печорина на дружбу? Как это проявляется в его отношениях с окружающими людьми? Как Печорина характеризуют его отношения с Вернером и Грушницким?
  3. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру? Найдите объяснение этому в дневниковых записях от 16 и 23 мая.
  4. Отметьте черты искренности и притворства в исповеди Печорина Мери (со слов «Да, такова была моя участь с самого детства» до слов «Это меня не огорчит нимало»).
  5. Прочитайте эпизод переправы Печорина и Мери через горную речку (запись от 12 июня). Как в объяснении Мери с Печориным раскрывается ум и неординарность ее характера?
  6. Прочитайте запись от 14 июня. Как Печорин объясняет изменения в самом себе и как это его характеризует?
  7. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?
  8. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? Как проявляется мастерство Лермонтова в изображении жизни и психологии людей в этом эпизоде?

   «Фаталист»

  1. Каково отношение к предопределенности в судьбе у Вулича? у Печорина? у автора? У кого из них оно неоднозначно и почему?
  2. Зачем Лермонтов вводит в повествование мысль о том, что Печорин чувствовал скорую гибель Вулича? Ищет ли Вулич смерти? Ищет ли смерти Печорин? Почему?
  3. Как Печорина характеризует его желание испытать судьбу? Какие черты его личности проявляются в сцене захвата пьяного казака?
  4. К кому из героев относится название главы? Какой художественный смысл при этом выявляется?
  5. Докажите, что глава «Фаталист» — это философское произведение.

 

Прочитав «Героя нашего времени», Николай I написал: « Это же самое преувеличенное изображение презренных характеров, которое имеется в нынешних иностранных романах. Такие романы портят характер…»

«…Композиция  «Героя нашего времени» имеет «дробный» характер. Но такова же и жизнь Печорина». ( Г.М. Фридлендер)

С какой целью автор романа постоянно меняет рассказчиков?

Почему Печорина относят к типу «лишних людей»?

Почему Печорин так холодно обошёлся с Максимом Максимычем во время их последней встречи?

 

 Основные черты личности Печорина. Идейно-композиционные особенности романа, способствующие пониманию образа Печорина:

  1. Печорин анализирует каждое событие своей жизни и подвергает самоанализу мотивы своего поведения. Аналитический склад ума — это и его достоинство, и его слабость, ведущая к душевным травмам. Автор нигде не судит Печорина, не выносит ему приговора, Печорин сам судит себя.
  2. Жизнь Печорина — это ряд происшествий, каждое из которых открывает новую грань его души, одаренность и глубину его личности, но его характер уже сложился и не меняется, не развивается («Неужели я не тот же?» — глава «Максим Максимыч», сцена прощания). Главный принцип жизни Печорина — свобода, переходящая в индивидуализм.
  3. Роман сходен по сюжетно-композиционным особенностям с романтической поэмой, а главный герой изображен в соответствии с принципами создания героев романтических поэм (отсутствие сведений о прошлом, изображение его в моменты наивысшего напряжения, статичность образа героя, внутренняя жизнь героя глубока и не может быть раскрыта до конца).
  4. Характер Печорина не меняется, но смена рассказчиков создает видимость личности Печорина с разных точек зрения. Кольцевая композиция романа символична. Она показывает бесполезность исканий главного героя (ср. с кольцевой композицией поэмы «Мцыри»).
  5. «Герой нашего времени» — социальный, философский и психологический роман, раскрывающий пороки потерянного поколения 30-х годов XIX века.

 

  1. Прочитайте внутренний монолог Печорина перед дуэлью (запись от 16 июня). Выпишите существенные, с вашей точки зрения, детали, характеризующие состояние Печорина.

      Искренен ли Печорин в этом признании или он лукавит даже перед самим собой?

  1. Почему рассказ о дуэли дается автором в воспоминаниях Печорина (через полтора месяца в крепости N)? Каково поведение Печорина во время дуэли? Выпишите детали, характеризующие поведение Печорина.

Что положительного и что отрицательного подчеркивает автор в его образе? Можно ли посочувствовать герою или он достоин осуждения? 

 

Печорин и... (задания для работы в группах)

Печорин и Максим Максимыч

  1. Перечитайте монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча? Что в монологе заставляет страдать и сострадать читателя?
  2. Перечитайте сцену встречи Печорина с Максимом Максимычем из главы «Максим Максимыч». Как в ней передается взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
  3. Как в первых двух главах Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Как образ Максима Максимыча оттеняет образ Печорина?

Печорин и Грушницкий

  1. Перечитайте запись в журнале Печорина от 5 июня. Что стало причиной конфликта между Печориным и Грушницким? Чем характер Грушницкого был неприятен Печорину и почему этого не замечали окружающие?
  2. Дайте оценку поведению Печорина и Грушницкого во время дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров?
  3. Какова композиционная роль образа Грушницкого?

 Печорин и Вернер

  1. Перечитайте диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?
  2. Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
  3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

 Печорин и Вулич

  1. Перечитайте сцену заключения пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?
  2. Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака? Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем художественный смысл такой авторской позиции?
  3. Какова роль кольцевой композиции романа? Почему он начинается и заканчивается в крепости N?

Печорин и Бэла

  1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?
  2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? Почему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?
  3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

Печорин и девушка-ундина

  1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?
  2. Перечитайте сцену схватки Печорина с девушкой в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?
  3. Какова композиционная роль ее образа?

 Печорин и Мери

  1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в «Журнале» от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?
  2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?
  3. Каков композиционный смысл образа Мери?

 Печорин и Вера

  1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как можно охарактеризовать их чувства друг к другу?
  2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? в авторской оценке? в самооценке?
  3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Рабочая карта 

1) Кратко перескажите сюжет повести «Бэла» .

2) От какого лица ведется повествование в повести?

3) Каким предстал Григорий Александрович Печорин  при  первом знакомстве Максим Максимычу?

4) Что привлекло Печорина  в Бэле?

5) Дайте подробную характеристику Бэле по следующим критериям:

  - воспитание

- роль традиций в ее жизни

- внешность

- характер

 - отношение к Печорину

6) Охарактеризуйте жизнь горцев.

7) Чем Казбич и Азамат отличались от Печорина? ,

8) Почему Печорин разлюбил Бэлу?

9) На какую черту в характере Печорина обратил внимание Максим Максимыч?

10)        Как Печорин воспринял гибель Бэлы? Почему он больше никогда о ней не говорил?

 

 Автохарактеристика Печорина ( фрагмент повести со слов: «Послушайте, Максим Максимыч, - отвечал он, - у меня несчастный характер…»).

Выберите слова, передающие разочарование Печорина в жизни. Прокомментируйте их.

В чем причина скуки и разочарования Печорина, по его мнению?

В чем вы видите сходство и различие Печорина и Онегина?

Почему Печорин не может быть счастлив в своей среде?

Роль пейзажа в повести.

Найдите наиболее яркие пейзажные зарисовки. Какие картины природы выбирает Лермонтов для своего

 описания? Какова связь пейзажных зарисовок с образом главного героя и событийной канвой повести?

 

 Тестовые задания