К 200-летию М.Ю.Лермонтова. Работа с текстом в формате ОГЭ.

Категория: анализ текста

Прочитайте текст и выполните задания.

  1)В ч_рнильных небесах н_ виднелось н_ облачка. 2)По_этому предст_влять  что луна заколдова_ая принцесса  а тучи  злые и добрые ср_жа_щиеся за нее рыцари  было весьма и весьма затруднительно.

  3)Мишель поёрзал на широком подоко(нн,н)ике  пр_жался лбом к лед_(нн,н)ому разрисова(нн,н)ому морозными узорами стеклу и в_дохнул.

  4)Луна  серебристая  сия_щая  походит на колодец. 5)А что ежели вообр_зить  буд_то принцесса находит_ся в его серебр_(нн,н)ой глубине? 6)И там же пр_бывают ср_жающиеся за честь пр_красной дамы войска?

  7)Нет  не_годит_ся  потому_что так н_сколечко н_ занимательно. 8)Только плывущие по ночному небу обл_ка  ра_рыва_мые ветром позв_ляют нарисовать в воображени_ настоящую битву. 9)Но нет теперь н_ темных н_ белых туч_ небо выстуже(нн,н)о дыханием мороза.

  10)Ох  сколько_же всего не_достает зимой!

 11) Давно и_чез теплый прозрачный розовый летний воздух. 12)И деревья окрест имения _бросив лист_я  совершенно оголились. 13)Замерзли ар_маты трав свеже_скоше(нн,н)ого луга и кустов акации у которых кружили свой бал пч_лы. 14)Коли не знать что за парком ра_кинулся заросший осокой и камыш_м пруд  от которого по_утру с ранней весны до самой осени подн_мается бело_молочный пар – н_за_что н_угадать его под толстой снежной шубой.

  15)И еще одна досада. 16)Бабушка под_рила смешную маленькую лошадку которая н_когда не выр_стет  всегда будет как игруш_чная. 17)Она зовется пони. 18)Только зимой ве_ь ездить на чудном конике можно лишь по двору  расчищ_(нн,н)ому мужиками от снега. 19)Но что за радость от такой прогулки н_ ветра в лицо н_ стремительной рыси.

  20)Кататься на санях да лепить снежных баб  вот и все зимние забавы. 21)Ну их, эти сани, не_велика потеха. 22)А лепить фигуры можно и из восков да_же интерес_нее из восков  так как их легко украсить цветной бумагой и ра_красить красками.

  23)Но – Мишель опять в_дохнул  достал из бонбоньерки лимо(нн,н)ый цукат  засунул его за щ_ку – еще (Р,р)ождество не праз_новали долго в_южить и морозить зиме.

(Ольга Тарасевич «Последняя тайна Лермонтова)

Задания:

1.Раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
2.В каких вариантах ответа содержится информация, необходимая для обоснованного ответа на вопрос «Почему этот текст можно отнести к художественному стилю речи?»

1)    Этот текст художественного стиля речи, так как в нём используются слова в основном в прямом значении.

2)    Этот текст художественного стиля речи, так как в нём используются слова в переносном значении.

3)    Этот текст художественного стиля речи, так задача автора – раскрыть внутренний мир ребёнка через описания природы и через систему его рассуждений о мире.

4)    Этот текст художественного стиля речи, так как задача автора дать объективные оценки состояния зимней природы

5)    Этот текст художественного стиля речи, так как тип речи- повествование.

3.Установите соответствие между предложением и средством выразительности, которое в нём использовано автором.

Средства выразительности:

1)    Метафора

2)    Сравнение

3)    Эпитет

4)    Олицетворение

Предложения:

a)    В ч_рнильных небесах н_ виднелось н_ облачка.

b)    По_этому предст_влять  что луна заколдова_ая принцесса  а тучи  злые и добрые ср_жа_щиеся за нее рыцари  было весьма и весьма затруднительно.

c)     Луна  серебристая  сия_щая  походит на колодец.

d)   Но нет теперь н_ темных н_ белых туч_ небо выстуже(нн,н)о дыханием мороза.

 

4.Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением.
5.Из предложений 3-6 выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов в относительных прилагательных.
6.Замените слова стилистически нейтральными синонимами.

1)    «поёрзал» (предложение №3)

2)    «сияющая»(предложение №4)

3)    «досада»(предложение №16)

4)    «стремительный» (предложение №18)

5)    «забавы»(предложение №20)

7. Замените, где это возможно, словосочетания , построенные на основе согласования, словосочетаниями, построенными на основе управления

1)    зимние забавы (№19)

2)    в его серебр_(нн,н)ой глубине(№5)

3)    В ч_рнильных небесах(№1)

4)    к лед_(нн,н)ому стеклу(№3)

5)    Луна  серебристая  (№4)

6)    летний воздух(№11)

7)    снежной шубой(№14)

8)    цветной бумагой(№21)

9)    лимо(нн,н)ый цукат  (№23)

8.Выпишите грамматические основы предложений №3, №6, №8, №12, №19.
9.Среди предложений 11-14 найдите предложения а) с обособленным обстоятельством, б) с необособленным определением. Обороты выпишите.
10.Среди предложений 19-21 найдите предложение, в котором есть обособленное дополнение со значением уточнения. Выпишите его.
11.Выпишите грамматические основы предложений №9,  № 14 ,№16 ,№23