Читая Гоголя

Категория: анализ текста

Читая Гоголя.

1.Гоголь велик в каждом своём зрелом, то есть в каждом гоголевском произведении.

2.«Ревизор», или «Мёртвые души», или «Игроки», или «Шинель» - это образцы истинно мировой литературы, это язык мира, на котором человек познает человечество.

3.В определённом смысле Гоголь близок к другому русскому гению – Менделееву, потому что, подобно менделеевской таблице химических элементов, он создаёт таблицу человеческих образов и характеров.

4.Здесь у него свой метод: он рассматривает то или иное свойство человека – жадность, грубость, хвастовство, беспредельную отвагу или ничтожество, персонифицирует эту черту в одном образе и соответственно получает Плюшкина, Собакевича, Хлестакова, Тараса Бульбу или Шпоньку.

5.Конечно, он не закончил эту работу, но, кажется, никто в мировой литературе не сделал в этом направлении столько же. 6.Даже Бальзак. 7. Даже Диккенс.

8.Бросим взгляд на творчество в целом, и тогда мы увидим, что он был предтечей если не всех, так очень многих современных литературных направлений.

9.Разве «Шинель» не предшествует современному реализму?  10. А что такое современный мистицизм в литературе?  11. Это «Вий» или «Портрет».

12. Школе исторического романтизма в её современном виде предшествовал «Тарас Бульба».  13. Это отнюдь не рыцарский роман, но в то же время подлинный романтизм.

14. Художественно-социологическим исследованиям предшествовали «Мёртвые души».

15. Художественному бытописанию – «Старосветские помещики», «Коляска».

16.  Детектив?   17. Это – «Игроки».

18. Водевиль?  19. Это – «Женитьба».

20. Эссе?  21. Это «Выбранные места из переписки с друзьями», «Театральный разъезд».

22. Кажется, ни один писатель за всю историю существования художественной литературы не угадал столько путей, столько возможностей, заложенных в литературе.

                                                                                                   (По С. Залыгину)

 

 

 

Задания.

Создавая текст, автор стремится реализовать три цели: поделиться с читателями своими мыслями; сделать свою авторскую позицию эмоционально яркой и нравственно привлекательной; учесть интересы адресата, сделать текст адресным.В соответствии с этим он и выбирает ту сферу общения, в которой его мысль и авторская позиция будут успешно восприняты читателем.

1.Какую мысль стремится передать в тексте С.Залыгин?

2.В каком стиле речи написан текст? Почему вы так считаете?

3.По законам какого типа речи раскрываются тема и основная мысль текста?

4.Какова тема и основная мысль?

5.Композиция текста

6. Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

 Внешне привычная мысль: «Гоголь велик» донесена чётко, просто и в то же время авторитетно, лаконично, ёмко, энергично. Для этого автор использует следующие виды тропов:(1)представлены скромно(…в зрелом, т.е. гоголевском произведении), (2) есть, но их мало( таблица человеческих характеров,он рассматривает… свойство человека). В  3,6,7,22 предложениях представлены (3), в которых Гоголь сопоставляется с великими именами мирового масштаба. Ведущей в тексте является фигура повтора, необходимая для того, чтобы убедить читателя. Она используется в разных своих вариациях: (4) в предложениях 20-21 имитирует диалог, (5)в «репликах»(предложения 16,18,20) делают этот диалог энергичным. (6) в сочетании с (7) в предложениях № 6, 7 делает этот фрагмент значимым. Важным средством является(8)(предложения 1,3,9,12,14).С помощью (9) (предложения 12,14,15) автор добивается динамичности своего рассуждения и доверительной интонации.

Спи­сок тер­ми­нов:

1. вос­кли­ца­тель­ное пред­ло­же­ние

2. ме­та­фо­ра

3. ги­пер­бо­ла

4. фра­зео­ло­гизм

5. пар­цел­ля­ция

6.назывные предложения

7. лек­си­че­ский по­втор

8. про­ти­во­по­став­ле­ние

9. эпи­те­ты

10. кон­текст­ные си­но­ни­мы

11. анафора

12. инверсия