Текст о Лермонтове. 9-11 класс

Категория: анализ текста

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные знаки препинания.

1)А знаете ли вы что одним из предков М.Ю. Лермонтова был легендарный шотландский поэт-мистик  2)Поэт всегда знал  что отец его  Юрий Петрович Лермонтов  прослеживает свой род от шотландского офицера Георга Лермонта. 3)Тот служил наемником в польском войске  а в 1613 году  защищая Белую крепость был взят в плен и перешел на сторону России  где и стал родоначальником многочисленных потомков. 4)А вот о самом знаменитом своем предке – Томасе Лермонте  поэте древней Шотландии  жившем в XIII веке  М.Ю. Лермонтов, скорее всего, не догадывался. 5)До наших дней дошли лишь немногие стихи Томаса Лермонта часто оформленные как предсказания гораздо больше сохранилось преданий о нем. 6)Рассказывают  что на древнем Эйлдонском холме  где покоятся согласно легенде  король Артур и его рыцари  стоял Эйлдонский дуб  в котором был вход в царство фей. 7)В юности Томас влюбился в фею  и она забрала его в свое царство на семь  лет. 8)Там он и получил свой вещий дар  и  вернувшись  пророчествовал об исходе войн  о судьбе королей и городов а потом снова ушел к своей фее – навсегда.

Выполните задания

Морфология. Установить соответствие

 

  1. Имя существительное

1)    легендарный

  1. Относительное  прилагательное

2)    шотландский

  1. Качественное прилагательное

3)    тот

  1. Глагол

4)    защищая

  1. Деепричастие совершенного вида

5)    взят

  1. Деепричастие несовершенного вида знаменитом

6)    о самом

  1. Страдательное причастие

7)    жившем

  1. Действительное причастие

8)    оформленные

  1. Наречие

9)    где

  1. Местоимение

10)                      согласно

  1. Союз

11)                      в котором

  1. Предлог

12)                      вход

  1. Частица

13)                      вернувшись

 

14)                      потом

 

15)                      снова

 

Лексика

  1.        I.            В каком значении употреблено слово «ИСХОД» (пр.№8)?
  2. действие по значению гл. исходить-  пройти много раз по разным дорогам, в разных направлениях, побывать во многих местах, всюду
  3. результат такого действия; уход, отход, отъезд
  4. способ разрешения какого-либо затруднения, выход из сложного обстоятельства
  5. результат чего-либо; окончание, завершение, конец , итог, плод, результат

 

  1.     II.            В каком значении употреблено слово «ДОШЛИ (ДОЙТИ) » пр.№5
    1. достичь шагом какого-либо места
    2. достичь какого-либо состояния
    3. донестись (о звуке, запахе)
    4. стать осознанным, понятым
    5. безл. наступить

 

 

 

 III.            В каком значении употреблено слово «ВЕЩИЙ»(пр.№ 8)

  1. поэт. способный предвидеть, предсказывать будущее; прозорливый свойственный человеку, способному предвидеть, предсказывать будущее
  2. содержащий предсказание, предвидение чего-либо
  3. устар. умный, мудрый, знающий, сведущий
  4. субстантивир. предчувствие

Орфография. Фонетика.Словообразование.

  1. В каком слове количество «Н» устанавливается правилом : « В полном страдательном причастии, образованном от глагола совершенного вида, пишется «НН»? (многочисленный (пр.№3), оформленный (пр.№5)
  2. Найдите верные утверждения о слове «ЮНОСТЬ» (пр.№7)

1)    Пишется одна «Н», так как это существительное образовано от прилагательного, в котором пишется одна «Н».

2)    В этом слове два суффикса.

3)    В этом слове один суффикс.

4)    В этом слове три мягких согласных звука.

5)    В этом слове два мягких согласных звука.

  1. Из первого предложения выпишите слово, в котором происходит процесс выпадения звука.
  2. Из четвёртого предложения выпишите слово(а), в котором(ых) есть орфограмма в суффиксе.
  3. Из пятого предложения выпишите слова с приставками с неизменяемым написанием.
  4. Из седьмого предложения выпишите слово с беглой гласной.
  5. Из шестого и восьмого предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом.

Синтаксис и пунктуация.

  1. 1.     Какое предложение соответствует характеристике: повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено обособленным приложением и обособленным согласованным определением.
  2. В каких предложения есть обособленные обстоятельства?
  3. Какое предложение сложное бессоюзное?
  4. 4.     Какое предложение сложносочинённое?
  5. 5.     В каких предложениях есть придаточные изъяснительные?