Описание алгоритмов подготовки сочинения в жанре характеристики текста
Эмоциональная характеристика текста ориентирована на формирование умения анализировать и выражать собственные впечатления от прочтения текста.
Алгоритм подготовки эмоциональной характеристики текста
Языковая характеристика текста предполагает взгляд на текст как единицу языка и может быть наиболее понятной для учащихся в связи с тем, что ее подвиды перекликаются с изучаемыми на уроках разделами языка (фонетикой, морфемикой, морфологией и синтаксисом).
Алгоритм подготовки языковой характеристики текста
Речеведческая характеристика предполагает взгляд на текст как единицу речи: осмысливаются его тема и основная мысль, освещенные проблемы, ключевые слова и образы, смысловые части и микротемы, использованные типы речи, стилистические особенности, изобразительно-выразительные средства.
Алгоритм подготовки речеведческой характеристики текста
Следующая разновидность характеристики текста – культурологическая. В данном случае в комплексный анализ включены на простейшем уровне такие виды анализа текста, как ассоциативный и концептный, а также анализ слов с национально-культурной коннотацией, ключевых слов текста, культурологический комментарий. Каждый вид анализ позволяет выявлять культурные смыслы данного текста. Итог работы – их обобщение.
Алгоритм подготовки культурологической характеристики текста
Сочинение в жанре характеристики авторской позиции, выраженной в тексте, также предполагает проведение комплексного анализа текста. Подбор используемых в этом случае разновидностей анализа зависит от самого текста, поскольку каждый из них отражает неповторимую авторскую индивидуальность и определенным образом выражает авторскую мысль. Основой работы с текстом в любом случае является лингвостилистический анализ текста.
Алгоритм подготовки характеристики авторской позиции, выраженной в тексте
Обучение ценностной характеристике текста позволяет концентрировать внимание учащихся на ценностных смыслах, выявленных в ходе анализа, воспринимать художественный текст как эстетическую ценность.
Алгоритм подготовки ценностной характеристики текста
Комплексным видом характеристики текста, объединяющим все точки зрения (лингвостилистическую, речеведческую и культурологическую), является лингвокультурологическая характеристика текста. Ее основа – комплекс различных видов анализа текста: речеведческий, структурно-семантический (работа с ключевыми словами-понятиями и ключевыми словами-образами текста), лингвистический (лингвостилистический) и содержательный, элементы частотного, культурологического анализа (выявление культурных смыслов, заложенных в образных средствах), элементы концептного, ассоциативного анализа. Каждый вид анализа используется как инструмент для выявления определенных смыслов. Обобщение обнаруженных смыслов, формулирование культурных, ценностных смыслов, заложенных в данном тексте, способствует успешной интерпретации текста, выявлению авторской позиции. Заключительным элементом сочинения в жанре характеристики является оценочная часть, выражение собственного отношения, собственной оценки выявленных смыслов и авторской позиции.
Алгоритм подготовки лингвокультурологической характеристики текста
Также при подготовке к сочинению учителю необходимо продумать этапы и задания для обучения написанию сочинения с 5 по 11 класс.
В процессе подготовки обучающихся к написанию сочинения педагогу рекомендуется обратить внимание обучающихся на критерии оценивания итогового сочинения, подробная информация о которых представлена в письме Рособрнадзора от 01.10.2014 № 02-651 "О направлении Рекомендаций по организации и проведению итогового сочинения (изложения)".
©2014 МЦФЭР. Все права защищены.