Образцы сочинения на лингвистическую тему

Категория: Изложение и сочинение

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».  

 1.   "Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются",-писал  в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин. Эту фразу я понимаю так: в распоряжении мысли, которая легко доходит для читателя, имеются  возможности синтаксиса, грамматики и пунктуации. Приведу примеры из текста Т.Устиновой.

   Во-первых, обратим внимание на бессоюзное сложное предложение 30. Автор, используя возможности синтаксиса, подчеркивает мысль об одиночестве Тимофея, уточняя первое предложение, входящее в состав бессоюзного тремя разными односоставными конструкциями: безличным («холодно») и двумя назывными («осень», «будний день»).

  Во-вторых, в  тексте присутствуют односоставные безличные предложения (36,38,39).Все они  построены при помощи синтаксического параллелизма, приема, заключающегося в сходном построении предложений: «…ничего не будет», «Маши… не будет», «лета…не будет», и позволяют ярко выразить при помощи грамматики мысль о том, как сиротливо было Тимофею.

  Таким образом, могу сделать вывод, что предложенное для анализа высказывание русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина справедливо.

 2.   "Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте, поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются",-писал  в 19 веке М.Е. Салтыков-Щедрин.

  Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации  позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.

  Например, одно из предложений текста Т.Устиновой о нелегкой судьбе мальчика по имени Тимофей -восклицательное (предложение 18). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что Тимофей чувствует себя униженным и оскорбленным предложением Маши съесть мороженое.

  А потом Маша выходит замуж и уезжает. Перед расставанием она говорит Тимофею, что хотела бы взять его с собой, но не может. Чтобы  удостовериться, что мальчику ясна причина предстоящей разлуки, Маша спрашивает его: "Ты понимаешь?" Поскольку предложение 23 является вопросительным по цели высказывания, в его конце поставлен вопросительный знак.

  Таким образом, с высказыванием М.Е.Салтыкова-Щедрина, который считал, что синтаксис, грамматика и знаки препинания "повинуются" мысли, нельзя не согласиться.