Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Тренировочные упражнения по сжатию текста.

Тренировочные упражнения по сжатию текста

Вариант № 1

 

Упражнение 1

 Прочитайте предложение и выделите в нем главную информацию. Запишите полученные предложения. ! Важная информация обычно содержится в главной части сложного предложения.

А) Многие вещества биологического прои_хождения, основой которых является вода, имеют жидкокриста(л, лл)ическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, по_тверждением тому является устойчивый оборот как без воздуха, но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из(за) пыли машины преждевременно изнашиваются.

 Упражнение 2

 Перед вами первые два абзаца текста. Какая информация вам кажется необязательной? Какие предложения, перестроив, можно соединить? Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

1.Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные мечты, но и совсем не рациональные мечты.

2.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.

3. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла.

4. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь. (45 слов)

 Упражнение 3

 Трансформация словосочетаний.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и ёмкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство -……..; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... 

Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ....

 Упражнение 4.

 Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

 Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - …..; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

1.В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы достичь цели.

 2.Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды.

 Упражнение 5

 Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом.

1.Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз.

2. Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы.

3.Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма.

4.Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. 

Вариант № 2

1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Мож­но ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучис­тые алмазы, медленно поднимается, задымившая­ся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

 2 Задание. Сократите текст, опуская обсто­ятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать мес­то для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - об­рывистый. Тут мы и остановились. Стрелки при­нялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

3 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему нельзя опустить в них определения.

1)  Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.

2)  Пуганая ворона и куста боится.

3)   Щетинный друг должен быть нашим вто­рым «я». (Цицерон)

4)   Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на зава­линке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)

 4 Задание. Сократите  предложения.

1)          Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

2)          Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

3)          Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

4)          Волны же, вопреки сложившемуся поэтичес­кому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

5)          Фома, красивый и стройный, в коротком дра­повом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, при­слонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощи­пывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

6)          По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

 5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

1)          Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

2)          В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с по­свистом птиц, от веселого всплеска воды на ре­ках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясни­те, почему в одном из них возможна замена при­даточного предложения деепричастным оборо­том, а в другом — невозможна.

1) На воде тихо, но, если прислушаться повни­мательнее, тишина полна мелких шорохов, бор­мотания, бульканья.

2) Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке.

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выражен­ным причастным оборотом?

 1) Орешник - широколистный кустарник, кото­рый выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

2) Многие читатели хорошо знакомы с очерка­ми Константина Георгиевича Паустовского, в ко­торых человек неразрывно связан с родной при­родой.

3) Уникальность произведений Васнецова за­ключается в его индивидуальности, которая выра­жает исконный дух великорусского народа.

4) Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными обо­ротами.

 1)   Когда читаешь книгу, обращайся с ней ак­куратно.

2)   Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

3)   Мы миновали крутые обвалы, так как про­водник знал более удобную дорогу.

4)  Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

5)  Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

1) Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным по­собием по минералогии.

2) Работая над подготовкой к докладу, я еже­дневно посещал библиотеку.

3) Имея необходимые материалы для сочине­ния, ты написал бы его лучше.

4) Не получив специального музыкального обра­зования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

5) Пропустив много занятий по болезни, уче­ник все же смог успешно сдать экзамены.

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, ка­кими членами предложения являются деепричас­тия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными пред­ложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, при­надлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бу­нин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по само­любию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в ли­тературе, он строго судил молодых, иногда зло­употреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

  1. В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которо­го позже осуществились при издании академичес­кого Собрания сочинений А.С. Пушкина, начина­ет систематическое изучение рукописей поэта.
  2. Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.
  3. Несмотря на то что шел дождь, мы продол­жали путь.
  4. Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

 Вариант№ 3

 Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

 

 

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates