Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Тексты для сжатого изложения 9 В

 №1  «Занятия детей в дворянской семье».

 «Часу в одиннадцатом я обыкновенно приходил в гостиную, большей частью после чаю, когда уже дамы сидели за занятиями. Около первого окна, с опущенной на солнце небеленой холстинной сторой, сквозь скважины которой яркое солнце кладёт на всё, что ни попадется, такие блестящие огненные кружки, что глазам больно смотреть на них, стоят пяльцы, по белому полотну которых тихо гуляют мухи.За пяльцами сидит Мими,беспрестанно сердито встряхивая головой и передвигаясь с места на место от солнца, которое, вдруг прорвавшись где-нибудь, проложит ей то там, то сям на лице или руке огненную полосу.Сквозь другие три окна, с тенями рам, лежат цельные яркие четырехугольники; на некрашеном полу гостиной, на одном из них, по старой привычке, лежит Милка и, насторожив уши, вглядывается в ходящих мух по светлому четырехугольнику. Катенька вяжет или читает, сидя на диване, и нетерпеливо отмахивается своими беленькими, кажущимися прозрачными в ярком свете ручками или, сморщившись, трясет головкой, чтобы выгнать забившуюся, в золотистые густые волоса бьющуюся там муху.Любочка или ходит <...> по комнате, заложив за спину руки, дожидаясь того, чтобы пошли в сад, или играет на фортепьяно какую-нибудь пьесу, которой я давно знаю каждую нотку.Я  сажусь, где-нибудь, слушаю эту музыку или чтение и дожидаюсь того, чтобы мне можно было самому сесть за фортепьяно.

После обеда я иногда удостоивал девочек  ездить верхом с ними (ходить гулять пешком я считал несообразным с моими годами и положением в свете).И наши прогулки, в которых я провожу их по необыкновенным местам и оврагам,бывают очень приятны. С нами случаются иногда приключения, в которых я себя показываю молодцом, и дамы хвалят мою езду и смелость и считаю меня своим покровителем.

Вечером, ежели гостей никого нет, после чаю, который мы пьём в тенистой галерее, и после прогулки с папа по хозяйству я ложусь на старое своё место, в вольтеровское кресло, и , слушая Катенькину или Любочкину музыку, читаю и вместе с тем мечтаю по-старому. Иногда, оставшись один в гостинной, когда Любочка играет какую-нибудь старинную музыку, я невольно оставляю книгу, и вглядываясь в растворенную дверь балкона, в кудрявые висячие высоких берез, на которых уже заходит вечерняя тень, и в чистое небо, на котором, как смотришь пристально, вдруг показывается как будто пыльное желтоватое пятнышко и снова исчезает, и, вслушиваясь в звуки музыки из залы, скрыпа ворот, бабьих голосов и возвращающегося стада на деревне,я вдруг живо вспоминаю и Наталью Савишну, и maman, и Карла Иваныча, и мне на минуту становится грустно. Но душа моя так полна в это время жизнью и надеждами, что воспоминание это только крылом касается меня и летит дальше». (Л.Н.Толстой)

 

№2 «Домашнее чтение».

 

Домашнее чтение вслух сближает. Когда вся семья вместе несколько вечеров подряд читает одну книгу, это невольно влечёт за собой обмен мыслями. Если эта книга большая и её читают долго, она превращается в друга семьи, её герои оживают и входят в наш дом.

Когда я смотрю книги, что стоят у нас на полках, я могу мысленно разделить их на несколько отделов: сочинения классиков, современные книги, справочники, словари и так далее. Но я могу мысленно собрать вместе на особую полку книги, которые мы читали вместе вслух. Их мы знаем, помним, любим, как никакие другие.

Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом? Как выбрать это время? Находиться же оно для того, чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не просиживаем иногда перед ним часами, даже когда ничего особенного не показывают? Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору!

Советую вам, прошу вас, уговариваю- попробуйте! Попробуйте читать дома вместе вслух! Было же такое в совместном чтении, если о нём с волнением и благодарностью вспоминают люди разных поколений.

Когда  книгу читает вслух кто- нибудь из домашних, то, что происходит на её страницах, отражается на лицах всех, кто собрался за этим столом. Все чувства усиливаются и обостряются. А тот, кто раньше читал эту книгу, читая её теперь своим близким, испытывает радость, приобщая их к тому, что ему дорого, делясь тем, что принадлежало ему одному и чем он теперь одаривает других.

Словом, попробуйте, и я надеюсь, я уверен: вы не пожалеете об этом.

 

№3  «Вечный маскарад»

 

В русской живописи очень много произведений, посвященных временам года: осень, вена, зима — любимые темы русской пейзажной живописи. И главное в ней не неизменные элементы природы, а чаще всего временные:  осень ранняя и поздняя, вешние воды, тающий снег, дождь, гроза. Зимнее солнце, выглянувшее из-за зимних мрачных облаков. Всё в русской природе непостоянно по окраске и состоянию. Деревья то с голыми ветвями, то с яркой живописной листвой. Разные состояния воды, принимающей на себя окраску неба и окружающих берегов, дорожные лужи, различная окраска самого воздуха, туман, роса, иней, снег. Вечный маскарад, вечный праздник красок и линий. В России особенно суровая зима и особенно жаркое лето, длинная, с богатыми красками весна, затяжная осень, в которой есть и самое начало с необыкновенной прозрачностью воздуха, воспетое Тютчевым, и особой тишиной, свойственной только августу, и поздняя осень, которую так любил Пушкин. В России в отличие от юга, особенно где — нибудь на берегах Белого моря, необыкновенно длинные вечера с закатным солнцем, которое создаёт переливы красок, меняющиеся каждые пять минут. Бывают моменты, когда солнце «играет», точно его гранил опытный гранильщик. Белые ночи и черные, темный дни в декабре создают многообразную эмоциональную палитру. Характерная особенность русского пейзажа есть у Венецианова. Есть она и в ранней весне Васильева. Она мажорно сказалась и в творчестве Левитана. Это непостоянство и зыбкость времени — черта, как бы соединяющая людей России с её пейзажами. ( По Д.С. Лихачеву)

 

№4 Текст «Историческое и культурное наследие страны»

Как относиться к историческому и культурному наследию своей страны? Всякий ответит, что доставшееся наследство надо оберегать. Но жизненный опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а порой и горестные картины.

Довелось мне как-то побывать на Бородинском поле. И это здесь, на поле нашей славы, в 1932 году произошло невиданное поругание народной святыни: был взорван чугунный памятник на могиле Багратиона. Сделавшие это совершили преступление против самого благородного из чувств - признательности герою, защитнику национальной свободы России, признательности русских брату-грузину.

Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде. В своём архитектурном облике город связан с именами Растрелли, России, Кваренги, Захарова, Воронихена. По дороге с главного ленинградского аэродрома стоял Путевой дворец Растрелли. Стоял близко от линии фронта, но наши бойцы сделали всё, чтобы сохранить его. Снесли! Снесли в конце шестидесятых годов. Пусто там, где он стоял, пусто в душе. И-горько, потому что утрата любого памятника культуры невосстановима: они ведь всегда индивидуальны, материальные примеры прошлого всегда связаны с определённой эпохой, с конкретными мастерами.

На земле остаётся всё меньше места для памятников культуры и не потому, что меньше становится земли. Всё дело в том, что патриотизму слишком долго призывали, а его надо воспитывать с самого раннего возраста.

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. И ещё - с уважения к таким же чувствам людей, которые тоже любят свой дом, свою землю, своё - пусть и непонятное тебе - родное слово.

 

Текст №5

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Гре­ции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил язы­ков и приготовил из них три блюда.

-   Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.

-   Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, при­ветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура на­родов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

- Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг
друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссо­римся. Язык делает людей врагами, разрушает облас­ти, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот от­вет пришелся по вкусу.                         

 

Учительский портал
Создание сайта и техническая поддержка - X-JOOMLA.RU

Design by Premium templates in association with Free Joomla 2.5 templates