Официально-деловой стиль. Устаревшие слова.
- Подробности
- Категория: Речеведение
24 декабря 1714 года Петр Первый издал следующий указ. Постарайтесь правильно вслух прочитать его и передать его смысл.
Понеже многие лихоимства умножались, между которыми и подряды вымышлены и прочие тому подобные дела, которые уже наружу вышли, о чем многие, якобы оправдая себя, говорят, что сие не заказано было, не рассуждая того, что все то, что вред и убыток государству приключить может, суть преступления. И дабы впредь плутам (которые ни во что иное тщатся, точию мины под всякое доброе делать и несытость свою исполнять) невозможно было никакой отговорки сыскать: того ради запрещается всем чинам, которые у дел приставлены, дабы не дерзали никаких посулов казенных и с народа собираемых денег брать торгом, подрядом и прочими вымыслами. А кто дерзнет сие учинить, тот весьма жестоко на теле наказан, всего имения лишен, шельмован и из числа добрых людей извержен или и смертию казнен будет; то же следовать будет и тем, которые ему в том служили, и через него делали, и кто ведали, а не известили, хотя подвластные или собственные его люди, не выкручаяся тем, что страха ради сильных лиц, или что его служитель, а дабы неведением никто не отговаривался велеть всем у дел будучим к сему указу приложить руку, и впредь кто к которому делу приставлен будет прикладывать, а в народе везде прибить печатные листы.
Словарь:
Понеже
устар.,канц.поскольку,так как,потому что
Синонимы — поелику,поскольку,так как,потому что
Антонимы- почему
Лихоимство
- устар.процесс взимания, мягкого вымогательства чужой собственности, денег или плодов чужих трудов
- устар.порок любостяжания, жадность, алчность
Синонимы – 1.лихоимание,вымогательство,рвачество,хапужничество; 2.любостяжание,жадность,алчность,лихоимание,рвачество
Антонимы – 1.филантропия,меценатство; 2.щедрость
Подряд
- действиепо значению гл.подряжаться
- экон.обязательство сделать работу, договор о выполнении работы
- экон.работа, выполняемая по такому договору
Якобы
книжн.употребляется при выражении неуверенности, недостоверности или ложности сообщаемого, соответствуя по значению слову:что
Сие(сей) — этот
Дабы — чтобы
Впредь — в будущем,в дальнейшем
Синонимы — впоследствии,затем,потом
Антонимы — до сих пор,прежде
Плут – 1. разг.ловкийихитрыйобманщик,нечестныйв отношениях с людьми человек;мошенник2. разг., также шутл.·хитрый,лукавыйчеловек . Синонимы 1. мошенник,обманщик,бестия 2. хитрец,лукавец
Тщиться — книжн.прилагать большие усилия к чему-либо (часто напрасные, бесплодные), стремясь к чему-либо
Синонимы — силиться
Антонимы — преуспевать
Точию церк.,устар.только,лишь, не более того,токмо
Дерзать
1.осмеливаться, иметьсмелостьсделать что-
2. неперех.проявлять смелость в стремлении к чему-либо (обычно к благородному, высокому, новому.
Синонимы: 1.осмеливаться,сметь; 2. рисковать
Антонимы: 1. бояться ; 2. трусить,робеть; частичн.:колебаться
Посул- 1. обещаниекаких-либо благ засодействие,сотрудничество 2. устар.то же, чтовзятка
Шельмовать — 1. позорить,бесчестить,выставлятьшельмой 2. истор.подвергать позорному наказанию с последующим лишением всех прав (в Российском государстве первой половины XVIIIв.)
1. Чтобы легче было воспринять содержание текста, выполните следующие задания: быстро, бегло прочитайте указ, постарайтесь уловить общий его смысл. Выразите его коротко, по-своему, без тщательного редактирования; прочитайте текст еще раз и ответьте на вопросы:
– Какова его тема: о чем говорится в указе, о каких людях и каких государственных преступлениях? Какие наказания предписаны указом?
– К кому обращается царь в этом указе, на чью помощь он рассчитывает и прямо говорит об этом?
2. Прочитайте и разберите указ по предложениям, выявляя все его детали: перечень каких лихоимств дается в указе, чем, чьими интересами мотивируется указ, что, согласно указу, считается преступлением и т. д.
3. Выпишите и проанализируйте непривычную для вас лексику, непривычные формы слов: их грамматическое значение и современный эквивалент (замена современным словом, формой слова, словосочетанием).
4. Проведите наблюдение над синтаксисом текста, сделайте общий вывод о соотношении простых и сложных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных, о союзах, о месте сказуемого в предложении и морфологических средствах выражения сказуемого.
5. Обратите внимание на порядок слов в предложениях и словосочетаниях, сопоставьте его с современным порядком слов.
6. Проанализируйте постановку знаков препинания в тексте указа, сопоставьте ее с современной пунктуационной нормой.
7. Изложите текст указа (письменно) с соблюдением норм современного литературного языка. Старайтесь не упустить детали. Оставляйте только те устаревшие слова, которые современный читатель правильно поймет в контексте без обращения к справочной литературе.