Задание № 7. Материалы для подготовки

Категория: ЕГЭ по русскому языку

 НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ

ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

Для успешного выполнения задания А 5 нужно знать:

  • нормы построения предложений с однородными членами

  • нормы употребления имён собственных в предложении

  • нормы построения предложений с причастными оборотами

  • нормы построения сложноподчинённых предложений

  • нормы построения предложений с прямой и косвенной речью

  • трудные случаи управления

 

 

Построение предложений с однородными членами.

Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:

 1)     предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово.

Рассмотрим на примере: 

  • Раскольников придумал и восхищается своей теорией. 

  • Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово «теорией», которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. (придумал (кем?чем?)…), следовательно, данное предложение построено неверно.

  • Правильный вариант: Раскольников придумал (кого?что?) свою теорию и восхищается (кем?чем?) ею.

 2)      предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзамине только…, но и…; если не…, то… и др.

В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:

1части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены 

  • Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворенияно и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и дляего читателей.

  •  В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.., но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения.

  • Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя.., но и для читателей». 

2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение «Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей», так как союза «не только.., а также..» нет.

 3)     предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.

  • Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой. 

  • В данном предложении обобщающее слово «русских классиков»стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» ? в форме Им.п.

  • Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.

Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.

 1)     пропуск предлога при однородных членах.

Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.

Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом«на».

Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.

 2) смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов.

В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательноне могут стоять с ним в одном ряду однородных членов.Правильный вариантВ пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.

 3) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых

понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.

 4) соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.

Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».

 

  Употребление имён собственных в предложении.

 Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному.

  • Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п.

  • Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.

  • Сравним три предложения:

1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

2) В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

  • Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.

 

  Построение предложений с причастным оборотом.

В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:

1)     согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.

  • Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь. 

  • Определяемое слово«образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» ? в Им.п., мн.ч. 

  • Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно.

  • Правильный вариант: Образ поэта - пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.

2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.

  • Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве. 

  • Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка.

  • Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.

3) необходимо правильно найти определяемое слово.

  • Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.

  • В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо»,

  • следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.

     

 

Построение сложноподчиненных предложений.

 

Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:

1) предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто».

  • Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п. 

  • Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч.

  • При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения. 

  • Всекто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. 

  • Данное предложение построено грамматически верно.

  • Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуются (мн.ч. вместо едч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знает (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.

2) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения. 

  • В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

  • При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский». 

  • Правильный вариант: В письме говорилось, что в городкоторым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.

 3) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.

  • В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои. 
  • Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.

4) неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части.

Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски). В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/ кофе, (в который добавили виски).

 

 Трудные случаи управления.

Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога.

Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:

1) употребление предлога «по».

  • В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).

По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.

2) употребление предлога «благодаря».

  • Предлог «благодаря» управляет Д.п.

Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.

3)  употребление предлога «согласно».

  • Предлог «согласно» также управляет Д.п.

Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.

 Построение предложений с косвенной речью.

1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица.

  • Это допустимо только при передаче прямой речи. 

  • Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

  •  Правильные варианты:Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

2) Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли». 

  • Я не заметил, что находится ли он в комнате. 

  • Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.

3) Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

  • Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно». 

  • Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».

4) Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи.

  • Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…». 

  • Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».

 По материалам сайта: http://www.seznaika.ru/russkiy/ege