НАРУШЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ НОРМ
ПРИ ПОСТРОЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Для успешного выполнения задания А 5 нужно знать:
-
нормы построения предложений с однородными членами
-
нормы употребления имён собственных в предложении
-
нормы построения предложений с причастными оборотами
-
нормы построения сложноподчинённых предложений
-
нормы построения предложений с прямой и косвенной речью
-
трудные случаи управления
Построение предложений с однородными членами.
Чаще всего в задании А5 встречаются следующие типы предложений с однородными членами, в которых могут быть допущены грамматические ошибки:
1) предложения, в которых однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово. В таких предложениях очень важно обращать внимание на то, могут ли оба эти слова управлять тем падежом, в котором стоит зависимое слово.
Рассмотрим на примере:
-
Раскольников придумал и восхищается своей теорией.
-
Сказуемые «придумал» и «восхищается» имеют одно зависимое слово «теорией», которое стоит в Т.п. Но глагол «придумал» не может управлять Т.п. (придумал (кем?чем?)…), следовательно, данное предложение построено неверно.
-
Правильный вариант: Раскольников придумал (кого?что?) свою теорию и восхищается (кем?чем?) ею.
2) предложения, в которых однородные члены связаны двойными союзами: не только…, но и…; если не…, то… и др.
В таких предложениях нужно обращать внимание на два момента:
1) части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены
-
Ср.: Можно утверждать, что настроение было не только главным для создателя стихотворения, но и для его читателей. Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, но и дляего читателей.
-
В первом предложении союз соединяет слова «не только главным.., но и для читателей», а они не являются однородными членами предложения.
-
Следовательно, этот вариант является ошибочным. Верным является второе предложение, так как союз в нем соединяет однородные дополнения: «не только для создателя.., но и для читателей».
2) части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Так, ошибочным будет предложение «Можно утверждать, что настроение было главным не только для создателя стихотворения, а также для его читателей», так как союза «не только.., а также..» нет.
3) предложения с обобщающим словом при однородных членах. Необходимо учитывать, что все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово.
-
Рассмотрим предложение: Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголь, Тургенев, Толстой.
-
В данном предложении обобщающее слово «русских классиков»стоит в форме Р.п., а все однородные члены: «Гоголь, Тургенев, Толстой» ? в форме Им.п.
-
Следовательно, данное предложение построено неверно. Правильный вариант:Жизнь крестьян изображена в произведениях русских классиков: Гоголя, Тургенева, Толстого.
Следующие грамматические ошибки встречаются реже в тестах ЕГЭ, но на них тоже следует обратить внимание.
1) пропуск предлога при однородных членах.
Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, скверах.
Перед словом «скверах» необходимо добавить предлог «в», так как это слово не употребляется с предлогом«на».
Правильный вариант: Толпы людей были повсюду: на улицах, площадях, в скверах.
2) смешение родо - видовых понятий в ряду однородных членов.
В пакете лежали апельсины, сок, бананы, фрукты. «Апельсины» и «бананы» являются видовыми понятиями по отношению к слову «фрукты», следовательно, не могут стоять с ним в одном ряду однородных членов.Правильный вариант: В пакете лежали сок и фрукты: бананы, апельсины.
3) употребление в одном ряду однородных членов логически несовместимых
понятий. Провожающие шли с сумками и печальными лицами.
4) соединение в одном ряду однородных членов скрещивающихся понятий.
Навстречу двигались жители села, мужчины, дети. «Мужчины» и «дети» также являются «жителями села».
Употребление имён собственных в предложении.
Если в предложении содержится имя собственное, заключенное в кавычки и являющееся названием чего-либо (газеты, журнала, книги), то необходимо обратить внимание на наличие перед ним имени нарицательного, относящегося к этому имени собственному.
-
Если такое нарицательное существительное стоит перед собственным, то изменяется только оно, а имя собственное всегда стоит в Им.п.
-
Если же нарицательное существительное отсутствует, то изменяется (по необходимости) имя собственное.
-
Сравним три предложения:
1) В картине (П.п.) «Спящий пастушок» (Им.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
2) В «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
3) В картине (П.п.) «Спящем пастушке» (П.п.) Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.
-
Первые два предложения построены грамматически верно, в третьем содержится грамматическая ошибка, так как при наличии имени нарицательного собственное должно стоять в Им.п.
Построение предложений с причастным оборотом.
В предложениях, содержащих причастный оборот, необходимо обращать внимание на следующие моменты:
1) согласование причастия с определяемым словом в роде, числе и падеже.
-
Образ поэта-пророка, созданные Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
-
Определяемое слово«образ» стоит в Им.п., ед.ч., м.р., а причастие «созданные» ? в Им.п., мн.ч.
-
Следовательно, данное предложение построено грамматически неверно.
-
Правильный вариант: Образ поэта - пророка, созданный Пушкиным, определял и его собственную жизнь.
2) определяемое слово не должно разрывать причастный оборот, оно может стоять только перед ним или после.
-
Мне было поручено уничтожить засевшего снайпера на дереве.
-
Определяемое слово «снайпера» разрывает в данном предложении причастный оборот «засевшего на дереве», следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка.
-
Правильные варианты: Мне было поручено уничтожить снайпера, засевшего на дереве. Мне было поручено уничтожить засевшего на дереве снайпера.
3) необходимо правильно найти определяемое слово.
-
Он видит лицо (какое?) сына, внимательно прислушивающееся к разговору.
-
В данном предложении определяемым является слово «сына», а не «лицо»,
-
следовательно, верный вариант: Он видит лицо сына (какого?), внимательно прислушивающегося к разговору.
Построение сложноподчиненных предложений.
Чаще всего грамматические ошибки в сложноподчиненных предложениях могут быть допущены в следующих случаях:
1) предложения, в которых придаточная часть присоединяется с помощью союзного слова «кто».
-
Обычно такие предложения начинаются со слов: «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…», «никто из тех, кто…» и т.п.
-
Важно помнить, что местоимение «кто» употребляется только с глаголами в форме ед.ч.
-
При этом также необходимо обращать внимание на единство грамматических форм подлежащего и сказуемого в главной части предложения.
-
Все, кто интересуется театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.
-
Данное предложение построено грамматически верно.
-
Ошибочными были бы следующие варианты такого предложения: Все, кто интересуются (мн.ч. вместо едч.) театром, знают имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра. Все, кто интересуется театром, знает (ед.ч. вместо мн.ч.) имя Алексея Бахрушина – основателя музея истории театра.
2) неверное присоединение придаточной части, создающее неоднозначность восприятия смысла предложения.
-
В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
-
При таком построении предложения неясно, к какому из слов относится придаточная часть «которым управляет Сквозник-Дмухановский».
-
Правильный вариант: В письме говорилось, что в город, которым управляет Сквозник-Дмухановский, едет ревизор.
3) нарушение грамматической формы союзного слова в придаточной части.
- В комедии «Ревизор» развертывается конфликт, которым ведут герои.
- Правильный вариант: В комедии «Ревизор» развертывается конфликт (какой?), который ведут герои.
4) неверное соединение с помощью союза «и» причастного аппарата и придаточной части.
Я пил кофе, /приготовленный барменом/ и (в который добавили виски). В подобных предложениях причастный оборот следует ставить перед определяемым словом. Правильный вариант: Я пил /приготовленный барменом/ кофе, (в который добавили виски).
Трудные случаи управления.
Довольно часто в тестах ЕГЭ встречаются предложения, в которых грамматические ошибки допущены в падежной форме существительного или местоимения, стоящего после предлога.
Так, наиболее распространенными являются следующие случаи:
1) употребление предлога «по».
-
В значении «после чего-либо» предлог «по» управляет П.п., то есть то слово, которое стоит после предлога, необходимо поставить в П.п. (по приезде в Москву = после приезда в Москву; по истечении срока = после истечения срока и т.п).
По прибытии домой (= после прибытия домой) он чувствовал себя плохо.
2) употребление предлога «благодаря».
-
Предлог «благодаря» управляет Д.п.
Он многого достиг в жизни (благодаря чему?) благодаря этому влиянию.
3) употребление предлога «согласно».
-
Предлог «согласно» также управляет Д.п.
Предоставьте Сергеевой отпуск (согласно чему?) согласно личному заявлению.
Построение предложений с косвенной речью.
1) Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1 и 2 лица.
-
Это допустимо только при передаче прямой речи.
-
Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
-
Правильные варианты:Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.
2) Также одной из распространенных ошибок является употребление союза «что» в придаточной части при наличии «ли».
-
Я не заметил, что находится ли он в комнате.
-
Правильный вариант: Я не заметил, находится ли он в комнате.
3) Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.
-
Неверный вариант: Как сказал А.П.Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно».
-
Правильный вариант: Как сказал А.П.Чехов, «в человеке должно быть все прекрасно».
4) Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передачи косвенной речи.
-
Неверный вариант: Сенат же постановил, что «Челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».
-
Правильный вариант: Сенат же постановил, что «челобитчик лишился сына по тому одному, что положился на уверение ответчика сделать его сына счастливым…».